Классификация мотоциклов 

Классические мотоциклы

  • Неоклассик

Мотоциклы этого типа обеспечивают прямую посадку. Обычно лишены избытка пластмассовых деталей. Наиболее универсальные мотоциклы.

К классическим мотоциклам можно отнести:

  • Ретро-мотоциклы - восстановленные или хорошо сохранившиеся модели 50-80-х годов.
  • Неоклассики - современные мотоциклы в классическом стиле
  • Нейкеды (стритфайтеры) - это некий гибрид спортивного мотоцикла с неоклассиком. Ранее чаще всего встречались самодельные стритфайтеры. Т.е. брался, например, чистый спорт, с него снимаался пластик, задирался зад, клипоны меняли на руль по выше и т.д... Однако на сегодняшний день крайне популярны серийные модели этого класса, зачастую наследующие двигатели серийных спортбайков.
  • Классические спортбайки - изначально эта категория мотоциклов была ориентирована на участие в гонках и соревнованиях, но сегодня спортбайк очень часто можно встретить на улицах города или загородной трассе. Динамичный разгон, большая мощность и отличная управляемость в полной мере компенсируют излишне жесткую подвеску и неудобство посадки.
  • Спорт-туреры (дорожники) - Мотоциклы, промежуточные между спортивными и туристическими моделями. Руль (клипоны) этих мотоциклов более приподняты. Подножки без выноса к задней части: прямые, ноги практически не устают на таких подножках даже при длительных поездках.
  • Турер

    Мотоциклы, предназначенные для путешествий на большие расстояния. Отличаются комфортной посадкой, топливными баками большой ёмкости, низкооборотистыми двигателями, крупными размерами. Управляемость приносится в жертву комфорту. Туристические мотоциклы имеют большое количество дополнительного оборудования: магнитола, навигация, компрессор, подушки безопасности и прочее. 
  • Круизеры - мощные тяжёлые мотоциклы для неспешных, комфортных поездок. Могут быть снабжены обтекателями и ветровыми стеклами. Обеспечивают удобную прямую и низкую посадку. Отличаются низкооборотистыми двигателями (с огромной тягой «на низах») и обилием блестящих хромированных деталей. Подножки круизера вынесены вперед, удобный руль, седло - двухуровневое, зачастую имеют спинки как пассажира, так и водителя. Ровные характеристики мотора, благодаря высокому крутящему моменту двигателя, обеспечивают спокойную и уверенную езду.
  • Бобберы - Бобберы (англ. bob - короткая стрижка) - серийный мотоцикл, на котором удалены или сильно облегчены (уменьшены) все детали и механизмы, не влияющие на ходовые качества мотоцикла, но уменьшающие его общий вес. Как правило удаляют: спидометр, тахометр, звуковой сигнал, передний тормоз, ветровое стекло, переднее крыло, габариты, защитные стойки, глушитель, заднюю подвеску, оставшиеся крепежи. Уменьшают или заменяют: переднюю фару, большие сиденья, бензобак, аккумуляторную батарею. Типичный современный боббер - олд-скульный аппарат с небольшим углом наклона передней вилки и шинами одинаковой размерности, построенный, как правило, на серийной раме. С появлением и широким распространением классиков/нейкедов а затем и спорт-байков чопперы и бобберы утратили актуальность и сейчас являются стилем (внешним обликом) мотоцикла. Мотоциклы в стиле боббер не выпускаются серийно.
  • Чопперы - наследники бобберов, но в отличие от последних, у будущего чоппера убирается не только все лишнее - переднее крыло, иногда передний тормоз, глубокое заднее крыло, но также подвергается серьёзной переделке и сама рама. С появлением и широким распространением классиков/нейкедов а затем и спорт-байков чопперы и бобберы утратили актуальность и сейчас являются стилем (внешним обликом) мотоцикла. Серийно выпускающийся мотоцикл не может называться чоппером, однако сегодня производители выпускают круизеры в "стиле чоппер".
  • Кастомы - любой мотоцикл, подвергшийся самостоятельному тюнингу или построенный с нуля. Внешний облик мотоцикла является основным, часто в ущерб ходовым качествам и удобству. Крайние случаи так же называют шоу-байками за то, то самостоятельно они не перемещаются, а только перевозятся в фургонах или на прицепах между выставками и байк-шоу.
  • Кафе-рейсеры - модефицированные серийные мотоциклы, на которых убирали все лишнее и устанавливали обтекатель, для меньшего сопротивления потоку встречного воздуха. Были популярны в начале 1960-х годов в Лондоне. Послужили прародителями современных спортбайков. Кроме того, позже, стали выпускать и серийные мотоциклы в стиле кафе-рейсеров.
  • Эндуро - Мотоциклы предназначенные для езды по пересеченной местности. Основные преимущества мотоциклов эндуро: малый вес, большие ходы подвесок, минимум облицовки и ремонтопригодность
  • Тур-эндуро - Мотоциклы для внедорожного туризма. Потеряв в «болотной» и «пустынной» проходимости в сравнении с эндуро, эти мотоциклы стали комфортней для езды по городским улицам и шоссе, позволяя водителю съехать с асфальта и не бояться достаточно серьёзных ухабов, колдобин, бордюров, лестниц и прочих сюрпризов.
  • Мотарды/Супермото/Скарвер - относительно молодой класс. Представляет собой мотоцикл эндуро, оборудованный шоссейной резиной, более мощными тормозами и подвесками, настроенными для езды по асфальту. Этот класс мотоциклов в равной степени приспособлен как для езды по дорогам общего пользования, так и для преодоления серьёзных препятствий «городского бездорожья» (бордюры, лестницы и т. п.)
  • Максискутер - скутер кубатурой 125-150-250-300-400 куб.см., являющийся по сути полноценным мотоциклом, но с характерным дизайном. Он создан для максимально комфортной езды по городу - развитая ветрозащита, удобное двухместное сиденье, мощный и в то же время экономичный двигатель. Конструкция силового агрегата такая же, как и у скутеров: двигатель с выхлопной системой, сблокированный с вариатором, на котором закреплено заднее колесо с тормозным механизмом. Эта конструкция обуславливает невысокую проходимость максискутера вне асфальта.

    Максискутеры кубатурой 500-800 куб.см. отличаются тем, что двигатель и вариатор гиперскутера жёстко закреплены на раме, а привод заднего колеса осуществляется цепью, находящейся внутри маятника в масляной ванне. Такая конструкция помогает снизить неподресоренную массу и тем самым установить более мощный и более тяжёлый двигатель.

Мотоциклы специального назначения

  • Мотоцикл скорой помощи

Обычно это серийные мотоциклы с дополнительным навесным оборудованием, однако существуют и примеры моделей выполненых с по спецзаказу "с нуля"

  • Армейские мотоциклы
  • Полицейские мотоциклы
  • Пожарные мотоциклы
  • Мотоциклы скорой помощи

Мотоциклы с колясками, трициклы (трайки) и мотовездеходы (ATV)

  • Трехколесный мотовездеход (мотовездеход трицикл)

Этот класс мототехники объединен там, что из-за "лишних" колес с ними не работает классическая мотоциклетная "физика" и приемы управления.

  • Мотоциклы с колясками
  • Трициклы (трайки)
  • Мотовездеходы (ATV)

Минимотоциклы

  • Миниквадроцикл

Минибайк - это маленький мотоцикл длиной около метра с малокубатурным двигателем (до 125 куб.см.). Но, несмотря на столь малый размер, они могут достигать серьезных скоростей и неплохо ускоряться.Разделить минибайки можно на три класса:

  • Миниспортбайки (Покетбайки)
  • Миникросс, к этому классу часто относят и питбайки, хотя они часто выходят из класса минимотоциклов как по габаритам, так и по объему двигателей.
  • Миниквадроциклы
  • Мопеды

    Современный мопед

    «Классический» мопед имеет обычный велосипедный педальный привод с цепной передачей на заднее колесо, с муфтой свободного хода и тормозом во втулке заднего колеса; тормоз включается вращением педалей в обратную сторону. Так же существуют мопеды с педалями и коробкой передач.

    Скутеры и скутеретты

    Типичный современный скутер

    Современный скутер в ретро-стиле

    Скутер (ранее этот класс транспортного средства назывался «мотороллер») появился как недорогой способ перемещения по городу в Италии, где компания Piaggio выпустила первый свой скутер Vespa. Скутеры по конструкции сильно отличаются от малокубатурных мотоциклов тем, что:
    • Двигатель вместе с коробкой передач (с конца 70-х годов - с вариатором) сблокирован с задним колесом и маятником;
    • Скутер весь закапотирован пластиковой обшивкой, имеет удобную площадку для ног водителя за передним щитком и бак под сиденьем. Реже под площадкой для ног;
    • Скутер оснащён колёсами меньшего диаметра, чем на мотоциклах - от 8 дюймов на некоторых японских 50-кубовых скутерах до 15 дюймов на максискутерах;
    • Скутер максимально приспособлен для повседневной эксплуатации его водителем-новичком.
    Скутеретта представляет собой капотированный вариант мопеда (мокика) и занимает нишу между скутером и обычным мотоциклом или мопедом (мокиком). Особые приметы скутеретты:
    • колеса с большим диаметром - 16-17 дюймов, реже - 14.
    • «скутерный» проём между седлом и рулевой колонкой, облегчающий посадку водителя. Из-за него в англоязычных странах скутеретту называют «Step-through» (степ-фру), дословно - «шагай сквозь». Сходство со скутером проявляется в передней облицовке, прикрывающий седока от напора встречного воздуха. На некоторых моделях существует настил под ногами.
    • двигатель находится в напольном туннеле или под настилом (для снижения высоты силового агрегата цилиндр обычно располагается горизонтально или под большим наклоном). Задняя подвеска - обычная маятниковая, а от силового агрегата к колесу идет цепная передача, заключенная в герметичный кожух.

    Скутеретта едва ли не самый распространённый двухколёсный транспорт в мире. Однако в Украине - очень редкий

Принцип работы двухтактного двигателя

Рабочий цикл 2-х тактного двигателя состоит из двух этапов: сжатие и рабочий ход.

Сжатие. Основными положениями поршня являются верхняя мертвая точка (ВМТ) и нижняя мертвая точка (НМТ). Двигаясь от НМТ к ВМТ, поршень поочередно перекрывает сначала продувочное, а затем выпускное окно, после чего газ, находящийся в цилиндре, начинает сжиматься. При этом через впускное окно в кривошипную камеру поступает свежая горючая смесь, которая будет использована в последующем сжатии.

Рабочий ход. После того, как горючая смесь максимально сжата, она воспламеняется при помощи электрической искры, образуемой свечой. При этом температура газовой смеси резко возрастает и объем газа стремительно растет, осуществляя давление, при котором поршень начинает движение к НМТ. Опускаясь, поршень открывает выпускное окно, при этом продукты горения горючей смеси выбрасываются в атмосферу. Дальнейшее движение поршня приводит к сжатию свежей горючей смеси и открытию продувочного отверстия, через которое горючая смесь поступает в камеру сгорания.

Основным недостатком двухтактного двигателя является большой расход топлива, причем часть топлива не успевает принести пользу. Это связано с наличием момента, при котором продувочное и выпускное отверстие одновременно открыты, что приводит к частичному выбросу горючей смеси в атмосферу. Еще идёт постоянный расход масла, так как 2х тактные двигатели работают на смеси бензина и масла. Очередное неудобство - в необходимости постоянно готовить топливную смесь. Главными преимуществами двухтактного двигателя остаются его меньшие размеры и вес по сравнению с 4х тактным аналогом, но размеры силовой техники позволяют использовать на них 4х тактные двигатели и испытывать намного меньше хлопот в ходе эксплуатации. Так что уделом 2х тактных моторов осталось различное моделирование, в частности, авиамоделирование, где даже лишних 100г имеют значение. 

Принцип работы четырехтактного двигателя

Работа четырехтактного двигателя значительно отличается от работы двухтактного. Рабочий цикл четырехтактного двигателя состоит из четырех этапов: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск, что стало возможным за счет применения системы клапанов.

Во время впускного этапа поршень двигается вниз, открывается впускной клапан, и в полость цилиндра поступает горючая смесь, которая при смешении с остатками отработанной смеси образует рабочую смесь.

При сжатии поршень движется от НМТ к ВМТ, оба клапана закрыты. Чем выше поднимается поршень, тем выше давление и температура рабочей смеси.

Рабочий ход четырехтактного двигателя представляет собой принудительное движение поршня от ВМТ к НМТ за счет воздействия резко расширяющейся рабочей смеси, воспламененной искрой от свечи. Как только поршень достигает НМТ, открывается выпускной клапан.

Во время выпускного этапа продукты сгорания, вытесняемые поршнем, движущимся от НМТ к ВМТ, выбрасываются в атмосферу через выпускной клапан.

За счет применения системы клапанов четырехтактные двигатели внутреннего сгорания более экономичны и экологичны - ведь выброс неиспользованной топливной смеси исключен. В работе они значительно тише, чем 2х тактные аналоги, и в эксплуатации намного проще, ведь работают на обычном АИ-92, которым вы заправляете свою машину. Нет необходимости в постоянном приготовлении смеси масла и бензина, ведь масло в данных двигателях заливается отдельно в масляный картер, что значительно уменьшает его потребление. Вот именно поэтому компания Honda производит только 4х тактные двигатели и достигла в их производстве колоссальных успехов.

Обкатка 

Для чего нужна обкатка двигателя и сколько она длится?

Обкатка двигателя выполняется в случаях, когда двигатель был только что выпущен заводом изготовителем, после его капитального ремонта или после замены ЦПГ (цилиндpо-поpшневая группа ). Обкатка двигателя, как правило, длится 2 - 3 тысячи километров.

Соблюдение режима обкатки двигателя необходимо по причине того, что новые детали нуждаются в «притирке». Новые детали двигателя изготавливаются с помощью режущего инструмента, и даже при 100% соблюдении технологии их изготовления, не удается получить абсолютно гладкие поверхности. Все равно, после обработки, при рассмотрении под микроскопом, вы увидите не гладкую, а похожую на горный ландшафт поверхность.

Во время «притирки» деталей, микронеровности сталкиваются между собой и сглаживаются. Этот процесс сопровождается повышенным трением, температурой, именно поэтому необходимо соблюдение режима обкатки двигателя и применение специальных антизадирных препаратов. Известно, что ресурс неправильно обкатанного двигателя составляет не более 30% от нормально обкатанного, а хорошо обкатанный двигатель прослужит вам на протяжении нескольких сотен тысяч километров.

Главная цель обкатки - это сглаживание микронеровностей при минимальных нагрузках на двигатель.


Первый запуск двигателя после капитального ремонта

1. Обратите внимание, что аккумулятор мотоцикла должен быть заряжен на 100%, иначе он не сможет осилить первый запуск коленчатого вала.
2. Используйте качественное моторное масло, залив его до верхней границы щупа. После заливки подождите хотя-бы 5-10 минут, чтобы масло стекло в поддон. Не заполняйте масляный фильтр маслом, для того чтобы избежать воздушной пробки.
3. Заведите мотор стартером, контролируя давление масла (по приборной панели). Если через 3-4 секунды лампа низкого давления масла не погаснет - срочно заглушите мотоцикл и устраните причину низкого давления масла.
Не крутите ручку газа это вредно - нагрузка и отсутствие масла быстро и безвозвратно испортят поверхности деталей.
4. Если давление масла в порядке, прогревайте мотор до 85-93 С. Постоянно проверяйте возможные утечки технических жидкостей. Не следует волноваться при появлении запаха гари или небольшого задымления, причиной их возникновения является процесс выгорания сборочных смазок. Как только температура охлаждающей жидкости поднимется, давление масла должно упасть, из-за того, что масло станет более жидким. Допустимое значение давления масла в пределах 0,4-0,8 кг/см2. Если это не так, то при сборке были допущены ошибки ( зазоры не верны, масляный насос не исправен или низкое качество масла).
5. Заглушите мотор, дождитесь, когда температура двигателя станет 30-40 градусов, после этого опять запустите мотор и дайте ему прогреться на холостом ходу. Таких циклов нужно провести 15-20, после этого переходите к обкатке на более высоких оборотах.
6. Обкатка на высоких оборотах - держите 2000 оборотов в течении 3 минут, 3000 в течении 4 минут, 4000 в течении 5 минут.

Режим обкатки после капитального ремонта

8. После этого можно выезжать на дорогу. При этом не превышайте скорость 60-70 км в час. Пятую передачу в этот период лучше не включать. Первые 300-500 км самые ответственные, не перегружайте двигатель. Появление сизого дыма из глушителя - нормальная ситуация, особенно если установлен новый комплект поршневых колец. Также может наблюдаться некоторая нестабильность оборотов холостого хода, точную регулировку которых стоит сделать после 500-1000 км пробега.
9. После 2500-3000 км пробега максимальную скорость можно увеличить до 80-90 км/час.

Желательно после пробега 2500 км сменить масло и фильтр, т.к. в этот период в масле появляется много продуктов износа.

После замены масла не забудьте также протянуть доступные резьбовые соединения (головки блока, масляного поддона, передней крышки, стартера, генератора и т.п.), отрегулировать клапанные зазоры, оборотов холостого хода, натяжение ремня (цепи) привода ГРМ. При появлении посторонних шумов и стуков нужно обязательно найти их источник.

Эти нехитрые операции позволят провести правильную обкатку двигателя вашего автомобиля. Самая распространенная ошибка при обкатке - это обкатка на повышенных передачах и соответственно низких оборотах двигателя - этого делать нельзя, т.к. двигатель в это время подвергается перегрузке при недостаточном давлении масла.

Признаки неправильной обкатки: масло в воздухоочистителе, большой расход топлива, низкая мощность, расход масла, проблемы с запуском двигателя.

Виды обкатки двигателя после капремонта

  • обкатка холодного типа с использованием специального стенда;
  • обкатка холодного типа без использования стенда;
  • обкатка горячего типа;
  • естественный процесс обкатки.

Холодная обкатка при помощи стенда

В этом случае двигатель устанавливается на специальный стенд и при помощи муфты подключается к электродвигателю. Запускается электродвигатель, который имеет возможность изменения частоты вращения. Благодаря тому, что контролируется частота вращения вала, обкатка двигателя после капремонта проходит в более мягком режиме.

Управляется вращение электродвигателя и режимы этого вращения при помощи специальной программы, которая установлена на компьютере стенда. Программа не только контролирует частоту вращения, но и получает данные с датчиков на двигателе, обрабатывает их и выбирает режим вращения. Датчики снимают температурные параметры, не давая двигателю перегреваться, регулируя частоту вращения.

Холодная обкатка на стенде наиболее приемлемая технология, которая позволяет получить качественный результат и хорошую притирку деталей. Но нужно понимать, что такая обкатка на стенде стоит достаточно дорого.

Холодная обкатка без использования стенда

В этом случае используется метод, когда вращение двигателя происходит за счет передачи движения со стороны колеса. Мотоцикл цепляется к другому транспортному средству и буксируется без включения двигателя. В буксируемом мотоцикле должна быть включена третья передача. При этом в систему двигателя должно быть залито масло и охлаждающая жидкость.

Такой метод обкатки двигателя очень далек от идеала по той причине, что сложно контролировать нагревание двигателя и его трущихся поверхностей. Эксперты не рекомендуют проводить обкатку таким методом. Обычно процесс обкатки таким способом может длиться в течение двух-трех часов.

Обкатка двигателя горячего типа

При таком методе обкатки мотоцикл все время стоит на одном месте, но при этом двигатель работает. Возможен вариант, когда двигатель не установлен на мотоцикл, а работает отдельно, стоя на специальном стенде.

Такая обкатка двигателя после капремонта должна начинаться с работы мотоцикла на холостых оборотах. Двигатель после запуска должен работать на холостых оборотах не более трех минут. После этого мотор глушится и выдерживается пауза, пока агрегат полностью остынет. После этого процедура повторятся. Такой цикл может проводиться до 5-10 раз.

Если не давать двигателю остывать, может начаться перегрев трущихся деталей, который приведет к тепловой деформации. Кроме этого в случае перегрева масло теряет свои первоначальные качества и вязкость. Срывается масляная пленка, которая должна быть на трущихся поверхностях, а это приводит к появлению сухого трения и быстрому повышению температуры до критического уровня. Поэтому в процессе обкатки обязательны паузы.

После того, как закончились кратковременные циклы работы на холостом ходу, двигатель запускается на длительный процесс работы в режиме холостого хода. Двигатель запускается в холостом режиме и продолжает так работать без перерыва в течение 40-50 минут.

При этом нужно внимательно следить за температурой. Если температура начинает расти, двигатель глушат, а затем цикл повторяют. После этого дают двигателю работать в условиях половины возможных оборотов. Причем, процесс повышения оборотов происходит постепенно без резких переходов. Нужно все время внимательно следить за температурой, и в случае повышения температуры двигатель глушится. Одновременно с этим нужно следить за уровнем всех жидкостей. После того как полностью проведена процедура обкатки, нужно проконтролировать настройку зажигания и зазоры в клапанах.

Температура двигателя в процессе обкатки не должна выходить за рамки 80 градусов. Поэтому контроль над этим параметром должен быть постоянным. Процесс обкатки таким методом не может быть меньше, чем 10 часов. И чем дольше будет этот процесс, тем лучше для двигателя.

Естественный процесс обкатки

Такая обкатка двигателя после капремонта должна начинаться с езды на мотоцикле на скорости не более 40 км/час в течение первых 50 километров. Проблема в том, что такой скоростной режим сложно соблюдать в городском режиме. И кроме этого есть светофоры, пробки. Поэтому проводить все эти мероприятия по обкатке лучше всего на свободной дороге где-то за городом. Выше третьей передачи переключаться нельзя.

После этого можно увеличивать скорость до 60 км/ч и проехать в таком режиме 200 км. После этого идет постепенный процесс повышения скорости на 10 км, через каждые 100 км пробега. Но скорость выше 90 км/ч, пока мотоцикл не проедет приблизительно 2000 км, поднимать не рекомендуется.

Диагностика двигателя по свечам зажигания

Одним из методов, которым можно определить состояние двигателя и понять процессы в его работе, является диагностика двигателя по свечам зажигания. Осмотр свечей зажигания может дать ответы на некоторые вопросы, связанные с работой мотоциклетного мотора.

Ведь мотоциклетные свечи находятся практически в эпицентре процессов, которые происходят в цилиндрах двигателя. Именно в цилиндре происходит то, что заставляет двигатель работать, т.е. горит топливная смесь. И гореть она может по-разному, выделяя при этом различные вещества, которые оседают на электродах свеч зажигания. И по этим отложениям на свечах, по их структуре и цвету можно определить с большой долей вероятности, что именно происходит в процессе сгорания топливной смеси.

Помимо этого происходит разрушение электродов свечей - так называемая эрозия. По ней тоже можно определить, что происходит в двигателе, топливной системе, системе газораспределения, системе зажигания и охлаждения.

Цвет налета на свечах зажигания в качестве индикатора

Нужно сразу сказать, что свеча, которая нормально работает, постепенно меняет свой цвет. И этот цвет, который появляется на изоляторе и имеет кофейный оттенок, говорит о том, что двигатель и свеча работают нормально. Оттенок может колебаться от светло-коричневого до темно-коричневого. Возможно появление серого цвета.

О проблемах с двигателем могут сказать следующие изменения цвета свечей зажигания:

Нагар на электродах имеет сухой черный цвет

Такой нагар на электродах означает, что свеча работает в условиях, когда двигатель потребляет богатую топливную смесь. А появление обогащенной топливной смеси может говорить о проблемах с карбюратором, а также о проблемах с системой подачи топлива в инжекторных двигателях. Кроме этого двигателю не хватает воздуха, а это может происходить по причине засорения воздушного фильтра, неправильной работы воздушной заслонки, проблемы с датчиком кислорода.
В такой ситуации получается, что воздуха (кислорода) для полного сгорания топливной смеси недостаточно, и на электродах свечей зажигания образуется налет, который и будет частью не сгоревших фракций топлива.

Нагар на электродах свечей имеет черный цвет с маслянистым оттенком

Такая ситуация может возникнуть в случае, если в цилиндр двигателя и соответственно на свечи попадает масло. Масло попадает в цилиндр через прослабленные маслосъемные кольца. Кроме этого масло может проникать через втулки направляющих клапанов, которые износились. Могут быть проблемы с маслосъемными колпачками.

Нагар появляется не только на электродах свечи, но и на резьбе свечи

Обычно такое явление сопровождается повышением расхода масла и падением компрессии в цилиндрах. Кроме этого причиной возникновения такого нагара может быть неправильно подобранная свеча, которая не дает нужной температуры.

Нагар на свечах белого или светло-серого цвета

Такой нагар может говорить о том, что свеча постоянно перегревается. На перегрев свечи может влиять много факторов. Прежде всего, это обедненная рабочая смесь. Следующий фактор, который может вызывать белый налет на свече - неправильно отрегулированное зажигание. Имеется в виду, что опережение зажигания слишком большое.

Нужно понимать, что в случае перегрева свечи греется не только сама свеча, но и перегреваются элементы газораспределительной системы. В частности перегреваются выпускные клапана. И если ничего не предпринимать, то клапана могут просто прогореть.

Может сложиться так, что стоит «неправильная» свеча («горячая»). В этом случае перегрев может приводить к несанкционированному поджиганию топливной смеси из-за раскаленной свечи. Это так называемое калильное зажигание, когда поджигание смеси происходит не тогда, когда проскакивает искра, а в любой момент. Так как свеча накалена до предела и сама служит источником поджигания смеси, даже при выключенном зажигании.

Красный налет на электродах свечи зажигания

Появление такого налета связано с наличием различных присадок в бензине. Если сразу заметить появление налета, то можно избежать негативных последствий, которые связаны с выходом свечи из строя. Все дело в том, что этот красноватый налет (цвет красного кирпича) является проводником электричества.

Пока красный налет появляется только на поверхности электродов, это еще полбеды. Но как только налет начинает распространяться на поверхность изолятора, изолятор перестает выполнять свою основную функцию - изолировать электрическую связь между электродами. И потом получается, что ток идет не по электродам, вызывая появление искры, а начинает идти по поверхности изолятора. В результате искра исчезает полностью, поскольку ток идет по пути наименьшего сопротивления.

Эрозия электродов

Эрозия электродов связана с химическими процессами, которые происходят при сгорании некачественного топлива или топлива с повышенным содержанием свинца. Кроме этого эрозия электродов может быть вызвана неправильным зазором между электродами. Хотя эрозия и вызывается естественными причинами, связанными с работой свечи. Просто процесс эрозии растянут по времени. И свеча требует своевременной замены.

Появление слоя золы на электродах

При появлении толстого слоя золы на электродах искра может исчезнуть полностью. Дело в том, что зола является изолятором и может наступить момент, когда напряжения не будет хватать, чтобы пробить искрой изоляционный слой. Зола появляется в результате сгорания излишков масла внутри цилиндра. Масло появляется, если возникли проблемы с кольцами на поршне. Например, произошло залегание колец.

На свече есть масло и топливо

Чаще всего это связано с разрушением клапанов или разрушением перегородок между кольцами. Нередко вместе с топливом видно частицы металлической пыли, которая прилипла к свече. Но может быть и другая причина, когда свеча залита топливом. Это происходит из-за того, что топливо, попадая в камеру сгорания, не успевает загореться, так как само топливо и заливает искру.

Тут могут быть две причины - некорректно работает топливная система, которая заливает лишнее топливо в камеру сгорания, или неправильно работает система зажигания.

Как видите, диагностика по свечам зажигания может сказать очень многое. Надеемся, эта информация вам поможет.

Как проверить компрессию двигателя?

Компрессия двигателя - важнейший параметр, влияющий на его работу. Изменение этого показателя может свидетельствовать о возникновении тех или иных проблем в различных системах ДВС. Поэтому не будет лишним знать о том, как проверить компрессию двигателя.

Компрессия - это один из параметров, по которому определяют работоспособность двигателя. Компрессия является величиной, которая характеризуется максимальным давлением внутри цилиндра двигателя во время движения поршней при прокрутке двигателя с использованием стартера. По сути, это максимально возможное давление в цилиндрах, которое возникает в момент, когда поршень доходит до ВМТ (верхней мертвой точки).

Измерение компрессии в двигателе

Компрессия важна как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Причем существует существенная разница в степени компрессии между дизельными и бензиновыми ДВС. В дизелях величина компрессии значительно больше, так как именно давление является основным фактором работы дизельного двигателя. И при необходимости владельцу авто нужно знать, как проверить компрессию двигателя.

Что происходит при недостаточной компрессии?

При падении компрессии внутри цилиндров начинаются явные проблемы с мощностью двигателя. Это связано с тем, что топливная смесь недостаточно сжимается, и поэтому ее воспламенение и горение растягивается по времени.

Получается, что менее сжатая смесь горит значительно медленнее, и это означает, что энергия топливной смеси используется не полностью. Часть топлива вообще не сгорает. Но для того, чтобы поддерживалась хоть и уменьшенная мощность, двигатель начинает потреблять больше топлива, часть из которого все равно не сгорает.

Может возникнуть такая ситуация, что какой-то из цилиндров может вообще не работать, и двигатель начинает использовать свою мощность на передвижение этого цилиндра. При этом наблюдаются серьезные вибрации в двигателе, которые особенно заметны на холостом ходу.

Можно, конечно, в такой ситуации грешить на работу свечей или на работу системы зажигания, но лучше сразу определить компрессию, тем более, что замер компрессии в двигателе не требует каких-то специальных знаний или навыков. Проверка проводится при помощи компрессометра.

Для дизельных двигателей падение компрессии может быть еще более чувствительным. При недостаточной компрессии дизельный двигатель может просто не завестись. Давления, которое возникает в цилиндре двигателя, может просто не хватить для того, чтобы нагреть дизельное топливо до той температуры, при которой происходит вспышка топлива.

Но если падение компрессии не настолько критично, чтобы не произошел запуск дизельного двигателя, то остальные признаки недостаточной компрессии будут такими же, как и в двигателе бензиновом.

Из-за чего падает компрессия в двигателе?

Падение компрессии в двигателе не происходит само собой. Падение компрессии - это следствие определенных процессов, которые происходят с деталями двигателя, и процессов, связанных с качеством масла и топлива.

Наиболее часто встречаются следующие причины:

  • Детали поршневой группы двигателя сильно изношены. Если говорить упрощенно, то система теряет определенную степень герметичности. Это происходит, например, в результате того, что цилиндр потерял свою изначальную форму и между поршнем и цилиндром возникли слишком большие зазоры, через которые и происходит «утечка». Т.е. нормального совпадения поверхности цилиндра и поверхности поршня нет. Помимо этого в результате износа поршня на нем могут появляться продольные риски достаточно большой глубины (относительно конечно), через которые может происходить утечка.
  • Произошли проблемы с поршневыми кольцами. Они не прилегают к посадочным поверхностям поршня, или вообще произошел определенный дефект колец, включая поломку.
  • Клапана неплотно прилегают к своим седлам. Это могло произойти потому, что клапана были неправильно притерты, если происходила их замена. Также на клапанах или седлах клапанов мог образоваться чрезмерный нагар или появились раковины. Кроме этого может произойти скол рабочей части клапана.
  • Неправильная установка фаз газораспределения (это в случае, если двигатель подвергался ремонту). В этом случае может происходить закрытие впускного клапана не во время. Т.е. в верхней точке положения поршня клапан может быть частично открыт. Может сложиться так, что оба клапана могут быть открыты, когда поршень достигает верхней точки. Это тоже приводит к снижению компрессии.
  • Неправильные зазоры в клапанах тоже влияют на параметры компрессии. Зазор, который меньше оптимального, создает условия, когда клапана будут закрываться позже, чем нужно. Одновременно с этим клапана будут реагировать на изменения температуры двигателя. Чем ниже температура двигателя, тем зазоры становятся меньше. И таким образом это влияет на уменьшение компрессии.

Следует заметить, что идеальных двигателей, у которых нет совершенно никаких утечек давления, т.е. снижения компрессии, просто не существует в природе. Просто при правильных настройках и нормальном состоянии двигателя, падение компрессии практически незаметно. Но как только возникают какие-то из вышеперечисленных симптомов, необходима проверка компрессии двигателя.

О том, как выполняется проверка компрессии двигателя можно увидеть в этом видео:

Как проверить компрессию двигателя?

Замер компрессии в двигателе должен выполняться на горячем двигателе. Т.е. двигатель перед началом работы должен набрать рабочую температуру. Аккумулятор должен быть хорошо заряжен.

Следует отключить подачу топлива в цилиндры двигателя. Для отключения подачи топлива отключается топливный насос.

Следующий этап - выкручиваются все свечи из цилиндров. Далее открывается дроссельная заслонка.

Далее один человек с компрессометром вставляет компрессометр в один из цилиндров, а второй в это время запускает стартер. Информация, полученная при тесте, записывается.

Далее по очереди проверяются следующие цилиндры. Перед каждым измерением нужно нажать кнопку «сброс» на компрессометре.

После проверки всех цилиндров двигателя, сопоставляются данные о компрессии в цилиндрах. Полученные цифры могут показать, какой из цилиндров или цилиндры имеют проблемы с пониженной компрессией. Т.е. находят участок в двигателе, который нужно ремонтировать или выполнять профилактику. Операции по проверке компрессии нужно проводить вдвоем.

Что входит в состав диагностики инжекторных двигателей?

Инжекторный двигатель является силовым агрегатом, который по своей надежности и предсказуемости работы превосходит двигатели карбюраторного типа. Но для того чтобы найти неисправность в инжекторном двигателе, нужно уметь правильно определить «больную» точку. Иначе - провести целый ряд действий, которые называются диагностикой инжекторных двигателей.

ДВС инжекторного типа - сложная силовая установка, поэтому для того чтобы правильно проводить диагностику, нужно условно разделить его на несколько связанных между собою систем. И диагностировать каждую систему и каждый блок по отдельности.

Диагностика инжекторных двигателей предполагает выполнение следующего ряда работ:

  • Проверка механической части инжекторного ДВС.
  • Проверка вспомогательных систем.
  • Проверка системы управления.
  • Проверка системы зажигания.
  • Проверка системы впрыска.
  • Проверка различных фильтров.
  • Проверка состояния топлива, масла, различных жидкостей, которые используются в автомобиле.

Причем по двум последним пунктам диагностику нужно проводить в первую очередь. Так, именно в этих системах, узлах, жидкостях может крыться весьма банальная причина проблем с работой двигателя. И только выяснив, что там все нормально, следует переходить к более сложным диагностическим действиям.

Диагностика может проводиться двумя методами. Первый из методов - компьютерная диагностика инжекторного ДВС. Для этого используется компьютер, который считывает показания датчиков, ошибки кодов.

Но следует заметить, что компьютерная диагностика не даст полной картины проблем. Компьютер способен «увидеть» двигатель мотоцикла только «глазами» электронных систем. Для того чтобы точно выявить проблему, применяется комплексная диагностика инжекторных двигателей, которая включает в себя целый ряд проверок и использование самых разных диагностических приборов.

Комплексная диагностика ДВС с инжектором включает в себя:

  • Компьютерную диагностику ДВС.
  • Диагностику работы топливной системы, а именно проверку давления в системе.
  • Проверку работы системы зажигания, в которую входит проверка модуля зажигания, проверка состояния свечей, проводов высокого напряжения.
  • Проверку на герметичность выпускного коллектора. Для этого используется генератор дыма.
  • Газоанализ, выполняемый при помощи специального устройства, и затем провести регулирование состава топливной смеси.
  • Диагностику инжектора (форсунок).

Особенности комплексной диагностики инжекторных ДВС

Если компьютерная диагностика показала, что есть ошибки, связанные с датчиками, их проверяют отдельно при помощи осциллографа. Нужно сказать, что не все датчики подвержены дефектам и выходу из строя. Но зато, если, например, с датчиком положения коленчатого вала происходят проблемы,мотоцикл просто глохнет. При вышедшем из строя датчика положения дроссельной заслонки, автомобиль может ехать, но при этом есть большая вероятность, что двигатель будет сильно перегреваться. Так что доехать можно только до ближайшей ремонтной мастерской и далеко не факт, что там смогут правильно диагностировать проблему.

Если нужно проверить механическую часть двигателя, а именно - проверить компрессию, используются различные компрессометры. Для других целей используются эндоскопы.

Диагностика инжекторных двигателей на предмет утечек масла выполняется при помощи специального детектора. Наиболее слабое место утечек масла - пространство над поршнями.

Систему подачи воздуха в двигатель проверяют визуально, как например, в случае с воздушным фильтром. Но помимо этого проверяются магистрали подачи воздуха при помощи специального аэрозоля. Наиболее слабыми местами в магистралях подачи воздуха являются места стыков и соединений.

Нужно заметить, что электронная часть управления работы двигателем (ЭБУ) крайне редко выходит из строя. Да и неполадки в его работе видны сразу при компьютерной диагностике.

Часто, причиной нестабильной работы инжекторного ДВС является неправильная установка ремня ГРМ в случае его замены. Для того чтобы понять причину, нужно внимательно посмотреть на метки.

Украина, г. Харьков
Створено за допомогою Webnode
Створіть власний вебсайт безкоштовно! Цей сайт створено з допомогою Webnode. Створіть свій власний сайт безкоштовно вже сьогодні! Розпочати